Стол и стул не по размеру,неправильная поза сидения за партой — причина многих заболеваний,которые«вырастают» вместе со школьником Очень часто,отправляя здорового ребенка в школу,через год-два родители замечают,что он начинает отставать в развитии. У него слабеет память — не может выучить стих,как раньше,жалуется на головные боли. Виной тому спазмирование мышечной ткани из-за неправильного сидения во время уроков,считает врач невропатолог-рефлексотерапевт Ирина Бартош. — Подобное состояние отупения нередко испытывают и взрослые люди, — рассказывает Ирина Петровна. — Например,мужчина поздно вечером работает над диссертацией,к нему в комнату заходит жена и задает элементарный вопрос: «Дорогой,тебе кофе налить или чай»? А он смотрит на супругу и думает,что она от него хочет? Примерно то же самое происходит и с детьми. — Причина в большом количестве информации или в ухудшении ее восприятия? — И в том,и другом. Во время сидения стол должен находиться под локтем. Если ребенок вынужден держать руки выше из-за того,что парта для него высокая,то автоматически спазмируется трапециевидная мышца в области плеча,мышцы в области затылка,затрудняется венозный отток и питание головного мозга. Как результат — «мошки», точки,пелена перед глазами,головные боли в области лба или затылка,проблемы со слухом,гаймориты. — А если парта низкая? — Ребенок вынужден наклоняться,чтобы достать ее локтями и опереться. От такой позы страдают мышцы в области желудка,возникают гастриты,панкреатиты,формируется дискинезия желчевыводящих путей. Через сжатые мышцы импульс не доходит,как положено,до желчного пузыря,который становится ленивым и не хочет вовремя удалять желчь. Возникает интоксикация,под удар попадает печень,которая реагирует коликами и увеличивается в размерах. Со временем это может привести к желчекаменной болезни. — Поэтому родители обязательно должны следить за рабочим местом ребенка… — И делать это не только дома,но и в школе. Кстати,в советские времена очень строго контролировали,соответствует ли высота парты росту ребенка. Сейчас,к сожалению,требования смягчились,на это почти не обращают внимания. Дети зачастую не понимают,почему нужно сидеть правильно,а и учителя не всегда это доходчиво объясняют.
— Как нужно сидеть правильно?
— Часто ребенок садится на край стула и даже не думает придвинуть стул к парте: ему так кажется удобным. Он сел на краешке и так просидел шесть уроков. В это время нагрузка всего туловища падает на одну точку,спазмируются мышцы возле копчика. В результате нарушается кровообращение в ногах: родители удивляются,что у ребенка ноги крутит на погоду,как у старика,стопы немеют,а пальчики холодные,мерзнут и потеют. У девочек от сидения на копчике развиваются гинекологические нарушения — сбои менструального цикла,болезненные месячные. В будущем это может закончиться даже бесплодием. У мальчиков это может
привести к варикоцелле,простатиту,хроническим запорам. Не стоит разваливаться на спинке стула,тогда вся нагрузка падает на поясничный отдел. Во время сидения позвоночник должен находиться вертикально,а бедра располагаться параллельно полу,размещаться на сидении от коленей до копчика.
— Тут важно учитывать и высоту стула?
— Конечно. Если стул окажется высоким,ребенок,чтобы обрести под ногами опору,сползет на край и будет сидеть на копчике. Поэтому,чтобы ноги не болтались,под них нужна подставка. Если стул низкий,колени и во время сидения будут приподняты,пострадают нервы в области паха. Это оборачивается болями в животе или во время подъема по ступенькам. А еще у некоторых детей есть привычка кушать,поставив ногу на стул и рукой опереться на нее. Если так продолжается изо дня в день,могут увеличиться паховые лимфоузлы.
— Еще один момент — тяжелые портфели. Как они влияют на здоровье школьника? —
Традиционно считается,что ранец на плечах — это хорошо,выравнивается осанка. Но когда он тяжелый,ребенок идет согнувшись,вытягивает голову вперед. От этого страдает так называемая грудинно-ключично-сасцавидная мышца,что приводит к головным болям,нарушениям кровообращения в области уха — возможно ослабление слуха,частые отиты. Появляются проблемы с горлом — фарингиты, ангины,першение, страдают миндалины.— Как определить,что мышцы ребенка спазмированы, и как можно избавиться от этой проблемы?
— Можно провести простой тест: ребенок должен легко дотягиваться ухом до плеча при наклоне головы,а при повороте подбородок должен находиться на уровне плечевого шва на одежде. В проблемных участках,чаще всего в местах прикрепления мышц,формируются миофасциальные образования,то есть измененная мышечная ткань,которую также называют очагами патологической вегетативной импульсации. Эти очаги на ощупь напоминают упругие шарики,их можно нащупать самостоятельно и размять. Справиться с проблемой(когда,например,болит голова) помогает разминание этих очагов. Для этого нужно найти самое больное место и придавить на полминуты. Ребенок может делать это самостоятельно,но лучше,если помогут родители или специалист. Ирина СТОЛЯР / 13.09.2007
Оставить комментарий